Телефоны горячих линий

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЕГЭ

Информация для участников государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования

Освоение образовательных программ среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА 11).

ГИА проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родной язык и родная литература) - обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сформированных в порядке, устанавливаемом  Минобрнауки России, освобождаются от прохождения государственной итоговой аттестации по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.

Формы проведения ГИА 11 – единый государственный экзамен (ЕГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).

ЕГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.

ГВЭ – форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Обучающиеся (учащиеся, воспитанники, экстерны) до 01 февраля текущего года подают заявление на прохождение ГИА в образовательную организацию, в которой они осваивают основные образовательные программы среднего общего образования.

Для участия в государственном выпускном экзамене обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья представляют при подаче заявления копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Проведение итогового сочинения (изложения)

Расписание проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

Календарь сдачи итогового сочинения (изложения) на 2021-2022 учебный год:

Основной срокДополнительные сроки
1 декабря 2021 года2 февраля 2022 года / 4 мая 2022 года

Кто обязательно должен принять участие в итоговом сочинении (изложении)

Итоговое сочинение (изложение) проводится:

— для обучающихся XI (XII) классов;

— обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, участвующих в государственной итоговой аттестации экстерном для получения аттестата о среднем общем образовании (далее – экстерны).

Кто по желанию может принять участие итоговом сочинении

Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приёме в образовательные организации высшего образования по желанию может проводиться для:

— лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – выпускники прошлых лет);

— лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – обучающиеся СПО);

— лиц, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – иностранные ОО);

— лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее – лица со справкой об обучении).

Дату участия в итоговом сочинении необходимо выбрать самостоятельно из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения.

Кто имеет право писать итоговое изложение

Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:

— обучающиеся XI (XII), экстерны с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;

— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Места регистрации заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

Обучающиеся XI (XII) классов, регистрируются на участие в итоговом сочинении (изложении) в своей школе, где осваивают образовательные программы среднего общего образования.

Экстерны – в образовательных организациях по выбору экстерна.

Лица со справкой об обучении – в образовательной организации, в которой восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА-11.

Необходимые документы для регистрации заявления

Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) подается лично лицом, планирующим принять участие в итоговом сочинении (изложении), на основании документа, удостоверяющего его личность, или его родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего личность, и доверенности.

Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, лица, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, могут подать заявление лично, а также через операторов почтовой связи общего пользования (по почте). Письмо должно содержать опись вложения.

При подаче заявления предоставляются документы, подтверждающие право на создание особых условий (при наличии).

Срок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Проведение итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных министерством образования области.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.

Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) и срок действия итогового сочинения

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении), на сервисе http://check.ege.edu.ru/, на портале Госуслуг.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Итоговое сочинение (изложение)Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 01.10.2021 № 891-р «Об утверждении мест регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении) на территории Самарской области в 2021-2022 учебном году»

О сроках проведения итогового сочинения (изложения) и ознакомления с результатами в 2021-2022 учебном году

Регистрация на сдачу ЕГЭ на территории Самарской области в 2022 году

  Места регистрации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования:

Срок регистрации до 1 февраля 2022 г.

Памятка о правилах проведения ЕГЭ в 2022 году (для ознакомления участников ЕГЭ/ родителей (законных представителей) под роспись)

Расписание экзаменов

Расписание проведения ЕГЭ и ГВЭ-11 в 2022 году

Результаты ЕГЭ

1. Узнать результаты ЕГЭ вы можете на официальном информационном портале единого государственного    экзамнена, воспользовавшись сервисом«Результаты ЕГЭ»  и указав следующие данные:

- полностью ваше ФИО,
- выбрать регион,
- заполнить одно из полей:
номер документа (без серии), который был указан при регистрации на ЕГЭ
или
код регистрации, который напечатан на вашем пропуске на ЕГЭ.

2. Информирование выпускников текущего года о результатах ЕГЭ осуществляет образовательное учреждение, в котором обучаются выпускники; выпускников прошлых лет – комитет образования Администрации муниципального района. Информирование проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.06 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Ознакомление участников ЕГЭ с полученными ими результатами ЕГЭ по общеобразовательному предмету осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения государственной экзаменационной комиссией.

Апелляция

Организация работы конфликтной комиссии осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) по образовательным программам среднего общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52952).

Апелляцией признается письменное заявление участника единого государственного экзамена (далее – ГИА).

Апелляция подается участником ГИА: - о нарушении установленного порядка проведения ГИА - в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену государственной экзаменационной комиссии, не покидая ППЭ, о несогласии с выставленными баллами - в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.

Рассмотрение апелляций осуществляет конфликтная комиссия.

Апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА рассматриваются в течение двух рабочих дней с момента ее поступления в конфликтную комиссию.

Результатом рассмотрения апелляции по процедуре проведения ЕГЭ может быть:

- отклонение апелляции;

- удовлетворение апелляции.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами рассматривается в течение четырех рабочих дней с момента ее поступления в конфликтную комиссию.

По результату рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение:

- об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов (отсутствие технических ошибок и ошибок оценивания экзаменационной работы);

- об удовлетворении апелляции и перерасчете баллов (наличие технических ошибок и (или) ошибок оценивания экзаменационной работы).

Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий КИМ по учебным предметам, а также по вопросам, связанным:

с оцениванием результатов выполнения заданий экзаменационной работы с кратким ответом;

с нарушением непосредственно самим участником экзаменов требований Порядка;

с неправильным заполнением бланков ЕГЭ и ГВЭ.

Конфликтная комиссия не рассматривает листы бумаги для черновиков и записи на КИМ для проведения ЕГЭ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ в качестве материалов апелляции о несогласии с выставленными баллами.

Апелляции о несогласии с выставленными баллами по учебному предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» в компьютерной форме (КЕГЭ) не рассматриваются конфликтной комиссией.

Апелляцию о несогласии с выставленными баллами:

- обучающиеся подают в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, которой они были допущены в установленном порядке к ГИА;

выпускники прошлых лет – в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ.

О дате и времени приема и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (по каждому учебному предмету) участники ГИА будут информироваться дополнительно после объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.

График объявления результатов ГИА-11 и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами

Нормативные документы

Приказ от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюст РФ 10.12.2018 № 52952)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 13.04.2022 № 230 / 515 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году"

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.11.2021 № 834/1479 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2022 году" (Зарегистрирован 15.12.2021 № 66342)

Приказ министерства образования и науки Самарской области от 16.05.2022 №254-од «Об утверждении Положения о конфликтной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

Правила заполнения бланков ЕГЭ и ГВЭ в 2022 году

Информационные ресурсы

Официальный информационный портал единого государственного экзамена

Министерство образования и науки Самарской области (Государственная итоговая аттестация)

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

Официальная группа ЕГЭ ВКонтакте https://vk.com/ege

 Советы по подготовке к экзаменам

Советы выпускникам

Советы родителям